Главная / словарь терминов / ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА

ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА

ФОРМИРОВАНИЕ СОСТАВА — размещение вагонов в новом составе, накопленном в процессе расформирования нескольких составов, в соответствии с действующими требованиями, с соблюдением заданных ограничений и норм по массе и длине состава. Правила размещения вагонов в сформиров. поезде предусматривают соблюдение установл. правил прикрытия отд. вагонов и групп вагонов с грузами, требующими особой осторожности при перевозке, от вагонов с людьми, от ведущего и подталкивающего локомотивов, а в нек-рых случаях и друг от друга. Информация о необходимых нормах прикрытия указывается грузоотправителем в грузовых документах наложением соответствующего штемпеля. В качестве прикрытия могут использоваться вагоны, загруженные др. грузами либо порожние. Для подвижного состава нек-рых видов (напр., для кранов на ж.-д. ходу) установлена возможность размещения их лишь в определ. местах состава поезда. Вагоны с людьми (в т. ч. с проводниками, сопровождающими перевозимый груз) должны размещаться перед вагонами с ядовитыми веществами, вагоны с легкогорючими грузами — за вагонами с разрядными (взрывоопасными) грузами. Вагоны с разрядными грузами должны иметь прикрытие в хвостовой части поезда независимо от наличия подталкивающего локомотива. Разность по высоте между продольными осями автосцепных устр-в двух сцепл. вагонов в поезде не должна превышать 100 мм.
В групповых поездах вагоны должны быть подобраны по формируемым группам. В многогрупповых (сборных) поездах вагоны подбираются в группы по станциям отцепки и размещаются в соответствии с технол. схемой, обеспечивающей лучшие условия выполнения маневровой работы на промежуточных станциях конкретного участка. Для одногруппных поездов процесс Ф. с. стремятся максимально совместить с расформированием, используя выделенные диспетчерские и отсевные пути для временного направления на них вагонов, по к-рым в накапливаемых составах не выдерживаются нормативы прикрытия либо др. условия. Эти вагоны включают в составы при повторном расформировании групп вагонов с диспетчерского (или отсевного) пути. Для групповых поездов в сортировочном парке целесообразно выделение путей по числу подбираемых групп с последующей сборкой частей накопленного состава.
Со сборным поездом при его формировании производится сортировка вагонов на выделенные группы (по станциям на-значения) и последующая сборка групп в установл. очерёдности их размещения в составе поезда. Ф. с. сборного поезда обычно выполняют локомотивом, работающим на вытяжном пути, используя для подборки групп свободные концы сортировочных путей, примыкающих к вытяжному пути. При недостатке путей производят повторные маневровые операции для сортировки и сборки состава. В целях ускорения Ф. с. многогруппных поездов практикуют сооружение в хвостовой горловине станции сортировочного парка профилированных вытяжных путей, полугорок и дополнит, горок небольшой мощности.