ШВЕЦИЯ

ШВЕЦИЯ — пл. 449,8 тыс. км2, нас. 8,53 млн. чел. (1990). Первая ж.-д. линия на конной тяге от угольной шахты до порта Хёганес была построена в 1798. Первые пасс. и грузовая ж.д., открытые соответственно в 1849 и 1850, были также на конной тяге и только в 1858 переведены на паровую тягу. Начало создания шведских гос. ж. д. (Statens Jarnvagas — SJ) положено сооружением линий Гётеборг— Йонсеред и Мальме — Лунд. SJ просуществовали до 1988 и были крупнейшим трансп. предприятием страны, осуществляющим кроме ж.-д. перевозок перевозки автобусами, грузовыми автомобилями, паромами; владеющим более 95% ж.-д. сети, экспедиционной компанией, сетью бюро путешествий, вагоностроит. з-дами, предприятиями обществ, питания. Согласно постановлению риксдага Ш. от 1988, вместо SJ на ж.-д. транспорте сформированы две структуры: ж.-д. ведомство Банверкет (Banverket) —гос. администрация по содержанию инфраструктуры (пути, устройств СЦБ, связи, электроснабжения, сортировочных станций, складов) и коммерческое предприятие с чисто перевозочными задачами — группа ШГЖД (SJ Group). Протяжённость ж.-д. линий, находящихся в собственности Банверкет, составляет 10,96 тыс. км (1991), из них электрифицировано 7,3 тыс. км; колея 1435 и 891 мм. Масса 1 м рельсов, уложенных в путь, 43; 50 и 60 кг; дерев. и ж.-б. шпалы. Банверкет получает плату от перевозчиков за пользование инфраструктурой. Группа ШГЖД сохранила от прежних SJ права собственности на терминалы, грузовые и пасс. вагоны, тепловозы и электровозы, выполняет грузовые и пасс. ж.-д., автобусные и паромные перевозки. Осн. грузы: машины, оборудование, нефтепродукты, железная руда (ок. 40% объёма перевозок). В 1991 грузооборот составил 18,6 млрд. т-км, объём грузовых перевозок — 53,2 млн. т; пассажирооборот — 5.5 млрд. пасс.-км, объём пасс. перевозок — 77,7 млн. чел. Помимо ж.-д. сети, принадлежащей Банверкет, в Ш. имеется несколько небольших частных ж. д., занимающихся перевозкой грузов для пром. компаний, общей протяжённостью 560 км; колея 1435, 891, 600 мм. Кроме группы ШГЖД перевозочную работу на сети Банверкет выполняют ряд частных и губернских ж.-д. компаний. Сеть ж. д. Ш. связана паромными переправами с ж.-д. линиями Дании, Германии, Польши.
Пром-сть Ш. производит тепловозы, электровозы, вагоны метрополитена, грузовые вагоны, автомотрисы, тяговые двигатели, устр-ва систем связи всех типов, аппаратуру передачи данных, оборудование автоблокировки, диспетчерской централизации, систем авторегулировки, бетонные шпалы, рельсы и рельсовые скрепления и др. Осн. производящие фирмы: «Кальмар веркстадо, «Скания» (Scania). Первая линия метрополитена открыта в Стокгольме в 1950.