Главная / словарь терминов / АВТОДИСПЕТЧЕР

АВТОДИСПЕТЧЕР

АВТОДИСПЕТЧЕР — комплексная автоматизированная система типа «Человек — машина», служащая для диспетчерского регулирования движения поездов и оперативного управления поездной работой на ж.-д. участке или направлении; подсистема комплексной системы автоматического управления движением поездов. В состав АВТОДИСПЕТЧЕР входят: поездной диспетчер, комплекс ЭВМ, аппаратура автоматизированного рабочего места (АРМ) диспетчера, напольная и станц. аппаратура, средства связи. АРМ оборудовано табло с мнемонич. схемой участка, алфавитным и графич. дисплеями, графопостроителем или поездографом, печатающим устр-вом и др.
Система при её реализации в полном объёме предназначена для выполнения следующих функций: автоматичеекого (при наличии аппаратуры автоматич. считывания номеров поездов — АСНП) или автоматизированного (при отсутствии АСНП) сбора информации о движении поездов и о состоянии объекта управления; введения в ЭВМ модели поездного положения на участке с её отображением на мнемосхеме; контроля движения поездов и выполнения графика движения; учёта, анализа и составления отчётности по поездной работе; прогнозирования и планирования этой работы на 1—3 ч; диспетчерского регулирования при сбоях движения внутри планируемого периода; выдачи диспетчерских приказов и заданий на станции и локомотивы. Одной из функций А. является также автоматизир. сбор информации о ходе выполнения поездной работы на участках и передача её в управления ж. д., а через них — в мин-во. Эти операции осуществляются в режиме активного диалога диспетчера с ЭВМ. Часть функций поездного диспетчера полностью выполняет ЭВМ (напр., сбор текущих данных о движении поездов, контроль выполнения нормативного графика). Наиболее ответственную, сложную и творческую работу (прогнозирование, планирование и пр.) выполняет диспетчер совместно с ЭВМ в режиме диалога, в т. ч. по инициативе машины. Диспетчер участвует в организации местной работы, пересылки локомотивов, ремонта в периоды «окон», ведёт переговоры по телефону. При этом ЭВМ лишь выдаёт справки по запросу диспетчера.
Использование А. обеспечивает повыше-ние пропускной способности участков и направлений; сокращение разрыва между нормативной и фактич. скоростью (техн. и участковой); существенное улучшение выполнения графика движения и сокращение потерь поездочасов от большинства опозданий, которые происходили по организац. причинам; повышение производительности работы поездного диспетчера.
В СССР А. разработан в нач. 60-х гг. Системы, в разном объёме выполняющие функции Б., действуют также в Японии, США, Франции, Германии и др. странах.