Главная / словарь терминов / АВТОМАШИНИСТ

АВТОМАШИНИСТ

первая автономная система автоведения поезда, созданная в нашей стране в 1957 для пригородных поездов. А. выполнял функции, к-рые при ручном управлении возлагались на локомотивную бригаду — включение и выключение тяговых двигателей при регулировании времени хода по перегону, управление прицельным торможением на станциях, выполнение ограничений по скорости и силе тяги, открывание и закрывание вагонных дверей, включение радио-информатора. Тяговые расчёты выполнялись в процессе движения поезда вычислит, машиной.
Термин «А.» применялся также для названия первой системы автоведения поездов метрополитена САУ-М, испытания к-рой были проведены в 1961—62 на Московском метрополитене. Аппаратура САУ-М состояла из бортовой универсальной вычислительной машины (УВМ), в к-рую закладывались программа движения и исходные данные для решения задач управления; пульта машиниста; осевого измерителя координат движения поезда; блока исполнит, реле. Для точной остановки поезда перед каждой станцией на расстоянии макс, тормозного пути устанавливался корректирующий датчик пути. УВМ решала уравнение движения поезда и вычисляла длительность периода тяги, определяющего время хода поезда по перегону. При необходимости автоматически включались тяговые двигатели.
В первых моделях САУ-М для прицельного торможения поезда на станциях также осуществлялось решение уравнения движения. В последующих модификациях был применён принцип программного (по скорости) управления торможением поезда. САУ-М не получила широкого распространения из-за недостаточной надёжности. За рубежом для ж. д. и метрополитенов используются А. программного типа. Они обеспечивают регулирование времени хода поезда с контролем трёх (путь, скорость, время), двух или одной координаты движения и управление прицельным торможением с помощью программных устр-в скорости и замедлению.