http://lan.by/ Перевод документов или свидетельств о регистрации.

АВТОСЦЕПКА

АВТОСЦЕПКА, автосцепное устройство, — служит для автоматич. сцепления ж.-д. подвижного состава в поезд, передачи и смягчения продольных усилий и амортизации ударных нагрузок при. движении, остановках, а также при манёвре. В двух частях Б., располож. на соединяемых вагонах, находятся элементы механизма сцепления, поглощающий аппарат, центрирующее (опорное) устр-во, расцепной привод и эле-менты крепления и передачи нагрузки на раму вагона (через тяговый хомут, упорную плиту и др.)• Возможность взаимного сцепления частей А. обеспечивается геометрией контура зацепления (замков) малого и большого зубьев. Наибольшее распространение получила А. с однозубым контуром замка (типа Джаннея) и с двухзубым контуром (типа Виллисона). А. могут иметь разд. кинематич. связи в контуре зацепления. В нежёстких А. вертик. перемещения в контуре в сцепленном положении не ограничены, в полужёстких — допускаются перемещения в нек-рых пределах, в жёстких — не допускаются. Жёсткие А. (типа Шарфенберга) специализированы и применяются на вагонах метрополитена и пасс, подвижном составе пост, формирования (электропоезда и дизель-поезда). Жёсткие А. могут быть совмещены с соединителями поездных коммуникаций (воздушных, электрич., оптоволоконных).
А. заменила на подвижном составе винтовую стяжку, соединявшуюся вручную рабочим (сцепщиком), находившимся между вагонами. Вопрос об А. на рус. ж. д. обсуждался впервые в 1898 на XX совещательном съезде представителей до-рог. Практическое решение этой задачи стало возможным в 30-е гг. 20 в. В 1932 разработана А. типа СА-3 на осн. двухзубого контура зацепления. Перевод подвижного состава сов. ж. д. на А. начался в 1935 и завершён в 1957. А. типа СА-3 полностью автоматическая, изготовляется в нежёстком и полужёстком исполнениях. Корпус и детали механизма сцепления (замка, замкодержателя, предохранителя, подъёмника и валика подъёмника) выполнены из стального литья. Взаимодействие деталей механизма обеспечивает автоматич. сцепление при сжатии двух половин А. и автоматич. восстановление готовности к сцеплению при их разъединении. Расцепление производится вручную при помощи расцепного привода, но рабочий при этом не находится между вагонами. В А. применяются следующие осн. типы поглощающих аппаратов: пружинно-фрикционные, гидравлич., с резиновыми элементами и эластомерные (с вязкотекучим объёмносжимаемым рабочим телом). Грузовые вагоны имеют Б., оснащённую пружинно-фрикционными поглощающими аппаратами, пассажирские — резино-металлическими.