Главная / словарь терминов / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ

АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ ПОЕЗДОВ (АСУДП) — включают технические, технологические и организационные средства, предназначенные для повышения уровня диспетчерского руководства движением на участках и направлениях железных дорог с целью обеспечения устойчивого и точного выполнения графика движения, повышения использования пропускной способности участков и направлений, перерабатывающей способности станций, увеличения производительности труда поездных диспетчере, локомотивных бригад, дежурных по станциям. В состав АСУДП входят системы автоведения поездов (см. Автоматическое управление поездами), интервального регулирования движения поездов, диспетчерского управления (см. Диспетчерский контроль).
Осн. функции АСУДП: отображение поездного положения в реальном масштабе времени, включающее контроль занятости блок-участков на перегонах и путей на станциях, регистрацию номеров поездов, находящихся в пределах участков (диспетчерских кругов); автоматизир. контроль выполнения графика движения поездов с регистрацией отклонений от нормативного; ведение поездов но расписанию с заданной точностью, включая компенсацию отклонений от графика при автоматич. выполнении вост. и врем, ограничений; корректировка графика движения при отклонениях, выходящих за пределы возможного регулирования, и доведение скорректир. графика до исполнителей. При этом также учитываются задания и ограничения, вступающие с верхних уровней оперативного управления перевозочным процессом, информация о работе сортировочных станций; ведётся автоматвзир. учётеный анализ показателей поездной работы на смену, сутки и т. п.; выдаётся прогноз выполнения графика движения, в т. ч. подвода грузовых поездов к сортировочным станциям; осуществляется оптимизация расхода электроэнергии на тягу поездов. Наиболее полно охватывает перечисл. функции комплексная система автоматич. управления движением поездов (КСАУДП), к-рая прошла испытания в 1984—86 на участке Москва — Загорск (Сергиев Посад) Моск. ж. д. Система ввела трёхуровневую иерархич. структуру, на нижнем уровне к-рой осуществлялся автоматич. сбор информации о местонахождении всех поездов, локомотивов, групп вагонов, о положении стрелок и сигналов. Эта информация с помощью устр-в второго (станционного) уровня п-редавалась в центр управления диспетчерским кругом (третий уровень). Из центра управления информация станц. устр-вами передавалась на станции и локомотивы для реализации выработанных команд. Конечным этапом управления было исполнение команд аппаратурой, размещённой на локомотиве. Станц. устр-ва имели возможность корректировать заданное время хода по перегону в случае небольших отклонений от графика движения и задержек поездов на станции; отображали номера поездов на экранах дисплеев, автоматически вели учёт прибытия и отправления поездов и выполняли ряд др. функций, определявшихся классом станций. На третьем уровне осуществлялось отображение движения поездов на табло и экране дисплея в реальном масштабе времени с указанием их номеров, отклонений от графика, выдавалась в канал телеуправления командная информация на станции и локомотивы, вёлся исполненный график движения поездов, прогнозировалась и выдавалась диспетчеру информация справочного характера. Испытания этой сисемы позволили разработать детальные техн. требования к совр. АСУДП с учётом специфики организации движения на ж. д. страны. Устр-вами АСУДП (за исключением аппаратуры автоведения локомотивов) оборудован участок Москва — Тверь Октябрьской ж. д. На ряде участков нек-рые функции АСУДП выполняют действующие устр-ва диспетчерской централизации и диспетчерского контроля.
АСУДП в том или ином объёме широко распространены на зарубежных ж. д. (США, Великобритания, Франция, Германия и др.).