Главная / словарь терминов / БОНИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ

БОНИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ

БОНИСТИКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ (от франц. bon) — коллекционирование бумажных денежных знаков мелкого достоинства (бон), выпускаемых в оборот временно в качестве разменных денег, на к-рых нанесены изображения, отражающие ж.-д. тематику. Первые боны появились в Сов. России осенью 1923 в связи с тем, что выпущенные в 1922 в качестве твёрдой валюты червонцы (10 золотых руб.) были неудобны для розничной торговли. Роль мелкой валюты начали выполнять трансп. сертификаты НКПС — железнодорожные деньги. Они являлись беспроцентными краткосрочными заёмными обязательствами достоинством в 5 руб. золотом; выпускались с целью увеличения оборотных средств ж.-д. и водного транспорта. Первые сертификаты вышли сериями по 200 тыс. сертификатов каждая. Первый выпуск состоял из 1 млн. экземпляров на сумму 5 млн. руб. Сертификаты должны были находиться в обращении не более 6 мес; последний срок выкупа был назначен на 1 марта 1924. Вначале эти деньги принимались только кассами на ж.-д. и водном транспорте как оплата за билеты, затем кассами Госбанка и Нар-комфина в счёт любых платежей. В связи с выпуском гос-вом казначейских билетов достоинством 1, 3 и 5 руб. при проведении денежной реформы ж.-д. деньги были упразднены. Банковские билеты (червонцы) и сов. денежные знаки обращались на всей терр. СССР, за исключением Д. Востока и Закавказской Сов. Федеративной Социалиста». Республики, где выпускались расчётные знаки Управлением железных дорог. Расчётный знак подписывался на лицевой и оборотной сторонах («за начальника дорог», «за комиссара дорог») и был обязателен к приёму в местах распределения и отпуска товаров коллективного снабжения на Закавказской ж. д.
В 1918 на Д. Востоке были также выпущены трансп. сертификаты номиналом 5 руб., к-рые печатали на кремовой бумаге со спец. водяными знаками. На чистом поле был изображён портрет рабочего со скульптуры И. Д. Шадра (в то время — гл. художник Гознака>. Текст, рисунок паровоза с вагонами•, а также Герб РСФСР и символы труда (скрещенные топор и якорь на лицевой стороне) были нанесены красно-коричневой краской. На сертификате имелась факсимильная подпись комиссара путей сообщения Ф. Э. Дзержинского. С сент. 1923 по март 1924 трансп. сертификатов было выпущено неск. серий на общую сумму 20 786 тыс. золотых руб. Последним сроком обмена трансп. сертификатов был установлен июль 1924. Трансп. сертификаты, железнодорожные деньги считаются редким материалом коллекционеров.