Главная / словарь терминов / ВАРШАВСКО-ВЕНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ВАРШАВСКО-ВЕНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ВАРШАВСКО-ВЕНСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — железная дорога общего пользования, построенная в 1842—48; гл. линия Варшава — Зомбковицы дл. 308 вёрст соединила Варшаву с Австро-Польской границей, окончательная дл. 749 вёрст. Первоначально стр-во велось акц. компанией (главные пайщики — крупные польские банкиры). В нач. 40-х гг. акц. об-во оказалось финансово-несостоятельным, и прокладка пути продолжилась за счёт российской казны, стр-во велось под руководством инж. генерала Э. И. Герстфельда. Ширина рельсовой колеи была принята по зап.-европ. стандарту — 4,75 фута (1435 мм). Первоначально была проложена однопутная дорога, но земляное полотно отсыпано и искусств, сооружения возведены под двухколейный путь, позднее перестраивалась в двухпутную. К 1913 проложено почти 300 км двухпутной дороги. При стр-ве использовались железные рельсы, поставлявшиеся казённым польским з-дом «Гута Банкова».
Дорога имела важное стратегич. и экон. значение. В 1913 чистый доход составил 17% от осн. капитала. Это была самая доходная ж. д. в Рос. империи. Осн. линии: Варшава — Гродзиск (движение открыто в 1845), Варшава — Скерневицы, Скерневицы — Александров, Рогов — Ченстохов (1846), Рогов — Зомбковицы (1847), Зомбковицы — Сосновицы (1859), Варшава — Калиш (1903). В 1890 в состав дороги вошла Варшавско-Бромбергская ж. д., имевшая выход к прусской границе и игравшая важную роль в вывозе кам. угля (более половины всех перевозок). Дорога проходила по терр. Варшавской, Петроковской, Келецкой, Калишской губ. Экон. значение дороги состояло в том, что она способствовала развитию Домбровского каменноугольного бассейна и Привислинского с-на, дала выход продукции лодзинской пром-сти (гл. обр. хлопок, шерсть) на внутр. рынок России. Грузооборот в 1913 составил 97,3 млрд. пудо-вёрст, пасс, перевозки — 13,3 млн. чел. На дороге находились в обращении 469 паровозов, 15 778 товарных и 576 пасс, вагонов. Были построены ж.-д. мастерские (в Варшаве, Скерневицах, Сосновицах, Лодзи).
До 1857 эксплуатация дороги была в ведении казны, позже — частного общества. В 1892—1905 управляющим дорогой был Ф. Д. Рыдзевский (известный строитель обходной линии и тоннеля через Сурамский перевал). С 1912 дорога находилась в ведении МПС России (управление в Варшаве); в 1918 отошла Польше. В память о сооружении В.-В. ж. д. и Варшавско-Бромбергской ж. д. выбита медаль (1862).