Главная / словарь терминов / ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА

ВЛАДИКАВКАЗСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА — частная железная дорога, построенная в 1888—1900. Проходила по терр. Кубанской, Терской, Дагестанской обл., Области войска Донского, Черноморской, Ставропольской, Астра-ханской, Саратовской губ. Способствовала развитию осн.отраслей х-ва районов Сев. Кавказа, росту городов. Играла существ, роль в экспорте хлеба (через Новороссийский порт в зап.-европ. страны). В 1870—71 проведены изыскания МПС России, в результате к-рых предложено 4 проекта по направлениям: на Пятигорск (731 верста), через станицу Невиниомысскую долинами pp. Кубань, Кума, Терек (651 верста), через Ставрополь (639,5 версты) и южнее Ставрополя (631 верста). МПС одобрен второй вариант, по к-рому дорога проходила по более ровной местности через плодородные р-ны. Осн. линии: Ростов-на-Дону — Владикавказ (движение открыто в 1875), Тихорецкая — Новороссийск (1887—88); Беслан — Петровск (1894), Минеральные Воды — Кисловодск (1894); Кавказская— Ставрополь (1897), Тихорецкая — Царицын (1899), Петровск — Баладжары (1900), Кавказская — Екатеринодар и Батайск — Азов-Порт (1912). Протяжён-ность (1913) — 2369 вёрст (в т. ч. 645 вёрст — двухколейный путь). В подвижном составе 795 паровозов, 19 525 товарных и 827 пасс, вагонов. В. ж. д. одной из первых (кон. 80-х гг.) среди рос. ж. д. перешла на использование нефтяного топлива (мазута) для локомотивов. На дороге построено неск. депо;
4 крупные ж.-д. мастерские (в Ростове-на-Дону, Владикавказе, Новороссийске, Тихорецкой) и 18 небольших ремонтных пр-тий; первый в Европе механизир. элеватор в Новороссийске (на 3 млн. пудов зерна), элеваторы (на ст. Тихорецкая, Станичная, Армавир, Нагутская, Курсавка); рыбный холодильный склад (на 11 млн. пудов) в Дербенте; 30 нефтехранилищ, в т. ч. в Новороссийске (3 млн. пудов), Сарепте на Волге (600 тыс. пудов), Петровске (4 млн. пудов); нефтепроводы в Грозном и Новороссийске. В. ж. д. принадлежали 5 грузовых пристаней на Чёрном море (из них 2 элеваторные), а также нефтеналивной флот, пароход-ледокол, нефтеперегонный з-д в Грозном (120 тыс. пудов нефти в 1 сут). В 23 ж.-д. училищах обучалось 5,6 тыс. учащихся; работали курсы для поступающих в техн. ж.-д. училища, библиотеки, 7 больниц; агрономич. поезд-лаборатория, где осуществлялся оперативный контроль качества зерна и др. с.-х. продукции. Чистый доход дороги — в пределах 11% от осн. капитала (318,1 млн. руб. в 1913). Дорога была наиболее доходной в России наряду с Варшавско-Венской железной дорогой.
Дорога принадлежала акц. об-ву В. ж. д. (Устав утверждён в 1872); среди акционеров представители крупного ка-питала (А. И. Путилов, А. И. Вышнеградский, А. А. Давидов и др.), члены царской фамилии, придворная аристо-кратия; правление находилось в Петербурге (председатели С. И. Кербедз, В. Н. Печковский); управление дороги — в Ростове-на-Дону.
В 1914—18 Об-во построило линии Георгиевск — Святой Крест, Прохладная — Наурская, Беслан — Владикавказ, Котляревская — Нальчик, Шахмаль — Темир-Хан—Шура; были проложены вторые пути на линии Гудермес— Петровск. В сент. 1918 В. ж. д. национализирована, передана НКПС. По состоянию на нач. 1991 участки дороги вошли в состав Северо-Кавказской железной дороги.