Главная / словарь терминов / ГРУЗОВАЯ СТАНЦИЯ

ГРУЗОВАЯ СТАНЦИЯ

ГРУЗОВАЯ СТАНЦИЯ — раздельный пункт, предназначенный в общем случае для приёма к перевозке, взвешивания, кратковременного хранения, погрузки, выгрузки, сортировки и выдачи грузов, оформления перевозочных документов, приёма, расформирования, формирования и отправления грузовых поездов и передач вагонов, производства маневровой работы по подаче вагонов на грузовые фронты и уборке их, обслуживания подъездных путей и орг-ции транс-портно-экспедиц. обслуживания клиентуры. Крупные Г. с. предусматриваются обычно для обслуживания больших городов при значит, объёме грузовой работы с учётом рационального использования всех видов транспорта, передачи короткопробежных перевозок на автомобильный транспорт, ликвидации мало деятельны ч подъездных путей, концентрации грузовой работы на меньшем числе станций и создания единой трансп. сети для обслуживания города, пром. и др. пр-тий.
Расположение Г. с. должно обеспечивать удобную автодорожную связь с обслуживаемым городом или пром. пр-тием, возможность устр-ва пересечения ж.-д. путей, соединяющих Г. с. с сортировочной станцией в разных уровнях с гор. улицами, удобную передачу вагонов с сортировочной на грузовую станцию.
Путевое развитие и размещение осн. устр-в Г. с. должны обеспечивать: поточность передвижения вагонов и локомотивов по станции; сосредоточение сортировочной работы по расформированию, формированию поездов и передач, подборке вагонов на грузовые фронты на одном сортировочном устр-ве (если это позволяет заданный объём работы); применение комплексной механизации и автоматизации погрузочно-выгрузочных работ; миним. пробеги автомобильного транспорта; экономию земель, занимаемых станцией, и наименьшее протяжение инж. коммуникаций.
На Г. с. предусматривается потребное число приёмо-отправочных путей и сортировочных путей для приёма и отправления поездов с местными вагонами, подборки вагонов по погрузочно-выгрузочным фронтам, а при необходимости — также пути для приёма и отправления транзитных поездов. Сооружаются спец. сортировочные устр-ва — профилированные вытяжные пути со стрелочными горловинами на уклонах или площадке, а также сортировочные горки малой мощности. При погрузке и выгрузке навалочных и насыпных грузов сооружается весовой путь с вагонными весами. На Г. с, имеющих на грузовых фронтах для погрузки и выгрузки грузов устр-ва точечного типа, где использование маневрового локомотива нецелесообразно, для перемещения вагонов вдоль грузового фронта используются вагонотолкатели, электрич. лебёдки, электрошпили и т. п.
Оформление и обработка поездных документов, сбор комплексной информации о подходе поездов, вагонов и грузов, подготовка данных для оперативного планирования работы на Г. с. осуществляются в станционном технологическом центре, размещённом в р-не парков путей, поблизости от осн. маневрового района.
Схема устр-ва Г. с. и место её расположения выбираются на основе технико-экон. расчётов в результате сравнения вариантов с учётом последующего развития, размеров и характера работы, площади отводимой территории, топографич., геологич. и пр. местных условий, а при развитии станций — также с учётом наиболее полного использования существующих устр-в.
В зависимости от осн. назначения и характера работы различают следующие Г. с: неспециализированные и специализированные общего пользования, необщего пользования для обслуживания подъездных путей, перегрузочные станции, портовые, паромные и линейные Г. с.
Неспециализир. Г. с. общего пользования предназначаются для переработки тарных, штучных, перевозимых в контейнерах, нек-рых навалочных и др. грузов. Эти станции сооружаются в крупных городах для обслуживания населения и
пр-тий, в первую очередь не имеющих подъездных путей. Г. с. общего пользования должны обеспечивать: круглосуточный приём и отправление поездов, формирование и расформирование составов с подборкой вагонов по грузовым фронтам; круглосуточное выполнение грузовых и коммерч. операций; подготовку вагонов под погрузку; экипировку маневровых локомотивов. На нек-рых Г. с. может осуществляться также пропуск транзитных грузовых и пасс, поездов. В необходимых случаях выполняется сортировка мелких отправок, прибывающих в сборных вагонах, взвешивание вагонов, экипировка поездов и секций с машинным охлаждением, отцепочный ремонт вагонов, обслуживание подъездных путей. Для произ-ва операций по погрузке, выгрузке и хранению на Г. с. имеется грузовой район. Предусматривается централизов. завоз и вывоз грузов автомобильным транспортом. Г. с. общего пользования бывают сквозные и тупиковые. Выбор схемы Г. с. зависит от объёма выполняемой работы; имеющейся станционной площадки; типа станции (сквозная или тупиковая); типа грузового района (тупиковый или комбинированный); места расположения подъездных путей к пр-тиям, складам и др.
Специализир. Г. с. общего пользования предназначаются для массовой погрузки или выгрузки однородных грузов (напр., угля, руды, минерально-строит. материалов, нефтепродуктов, леса и лесоматериалов, зерна, контейнеров) гл. обр. в пунктах добычи или в крупных городах и пром. центрах. Схема Г. с. зависит от рода груза, способа погрузки-выгрузки и технологии подачи-уборки вагонов. Для погрузки в вагоны угля или руды, отгружаемых в местах их добычи, сооружаются станции или пункты погрузки, схемы к-рых определяются объёмом работы и способом погрузки — бункерным с предварит, накоплением груза в бункерах или безбункерным; на нек-рых шахтах применяются оба способа погрузки. Способ погрузки выбирается на основе технико-экон. расчётов в зависимости от объёма суточной продукции. Вагоны на погрузочных путях под бункером перемещаются электрич. лебёдками.
Пункты (базы) выгрузки минерально-строит. материалов (песка, щебня, камня и др.) устраивают в крупных городах, где ведётся большое жилищное и пром. стр-во. Разгрузочный путь базы располагается на ж.-б. или металлич. эстакаде вые. 4—5 м, на к-рую подаются саморазгружающиеся вагоны. Длина эстакады зависит от заданной вместимости по отд. видам материалов. Погрузка из отвалов в автомобили осуществляется экскаваторами, тракторными и ковшевыми погрузчиками и т. п.
В местах массового поступления зерна сооружаются станции или пункты, обслуживающие элеваторы. Схема путевого развития пункта обеспечивает поточность передвижения вагонов и требуемую перерабатывающую способность, соответствующую производительности выгрузочных средств элеватора. Пункты оборудуются механизмами для сушки, очистки и погрузки зерна. Вагоны во время выгрузки или погрузки зерна передвигаются электрошпилями. После накопления и обработки в элеваторе зерно может грузиться в вагоны и отправляться маршрутами. С путей элеватора может быть устроен второй выход ; в этом случае пути для накопления вагонов превращаются в сквозные и передвижение вагонов в процессе подачи-погрузки (выгрузки-уборки) будет полностью поточным.
Для выполнения операций, связанных с прибытием и отправлением, перегрузкой и временным хранением, сортировкой, техн. и коммерч. обслуживанием контейнеров, в крупных городах и портах сооружаются спец. станции-терминалы с ж.-д. путями для обслуживания грузового движения и перегрузочным комплексом. Расположение путей для грузового движения и перегрузочного комплекса может быть последовательным и параллельным. Число погрузочно-выгрузочных путей, взаимное расположение устр-в, размеры контейнерных площадок зависят от объёма работы, типа контейнеров и средств механизации.
Г. с, обслуживающие подъездные пути, сооружаются при наличии большого числа примыкающих пр-тий, баз и складов. На таких Г. с. в грузовых районах выполняется относительно небольшой объём работы; иногда грузового района
нет. Станции, обслуживающие подъездные пути, сооружаются с учётом их рационального взаимодействия с подъездными путями на основе единых технол. процессов, комплексного использования техн. средств с обслуживанием определ. групп подъездных путей пр-тиями пром. ж.-д. транспорта. Оптимальная форма обслуживания примыкающих подъездных путей выбирается на основе технико-экон. расчётов.